1. Предупреждение нарушений коррупционной направленности
30.09.2024
1. Предупреждение нарушений коррупционной направленностиВ силу статьи 3 Федерального закона «О противодействии коррупции»
к основным принципам противодействия коррупции отнесено приоритетное
применение мер по ее предупреждению. При этом законодательство о
противодействии коррупции предусматривает, что вопросами
предупреждения нарушений коррупционной направленности должны
заниматься не только правоохранительные органы. Эта обязанность
распространяется на все организации (юридические лица) независимо от их
форм собственности, организационно-правовой формы и штатной
численности, то есть не только на государственные и муниципальные
учреждения и предприятия, но и на акционерные общества, общества с
ограниченной ответственностью, иные коммерческие и общественные
организации.
В части 2 статьи 13.3 Федерального закона «О противодействии
коррупции» содержится примерный перечень мер по предупреждению
коррупции, которые могут приниматься в организации. Среди них:
- определение подразделений или должностных лиц, ответственных за
профилактику коррупционных и иных правонарушений;
- сотрудничество организации с правоохранительными органами;
- разработка и внедрение в практику стандартов и процедур,
направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
- принятие кодекса этики и служебного поведения работников
организации;
- предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
- недопущение составления неофициальной отчетности и использования
поддельных документов.
Для формирования единого подхода к обеспечению работы по
профилактике и противодействию коррупции в организациях Министерством
труда и социальной защиты Российской Федерации разработаны
Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по
предупреждению и противодействию коррупции.
Так, организациям предлагается закрепить в едином документе, с
названием «Антикоррупционная политика (наименование органРекомендации содержат как алгоритм разработки данного документа, так и
предложения по его содержанию и последующему исполнению.
Кроме того, Методические рекомендации содержат большое количество
справочной информации по вопросам противодействия коррупции, в том
числе:
- сборник положений нормативных правовых актов, устанавливающих
меры ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
- нормативные правовые акты зарубежных государств по вопросам
противодействия коррупции, имеющие экстерриториальное действие;
- обзор типовых ситуаций конфликта интересов;
- типовую декларацию конфликта интересов, антикоррупционная хартия
российского бизнеса.
2. Роль прокуратуры в проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов – это
мера, направленная на устранение причин коррупции в сфере
правотворчества.
В случае, если в результате прокурорской проверки нормативного
правового акта на коррупциогенность, на предмет соответствия
законодательству будет выявлено, что он незаконен или содержит
противоречащие закону нормы, в нем будут выявлены коррупциогенные
факторы, прокурором приносится протест в орган, организацию или
должностному лицу, которые издали этот акт, требование.
В требовании прокурора об изменении нормативного правового акта
указываются конкретные предложения о способе устранения
коррупциогенных факторов: внесение изменений в нормативный правовой
акт, отмена нормативного правового акта (или его отдельных норм),
разработка и принятие иного нормативного правового акта, устраняющего
коррупциогенный фактор.
3. Административная ответственность за «треш-стримы»
В августе 2024 года внесены изменения в статью 13.15
«Злоупотребление свободой массовой информации» Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях.
Теперь частью 12 статьи 13.15 Кодекса предусмотрена
административная ответственность за распространение в информационнотелекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информации,
которая:
- оскорбляет человеческое достоинство и общественную
нравственность;
- выражает явное неуважение к обществу;
- содержит изображение действий с признаками противоправных, в том
числе насильственных;
- распространяется из хулиганских, корыстных или иных низменных
побуждений, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого
деяния.
Под хулиганскими побуждениями понимается совершение в целях
нарушения общественного порядка правонарушения, выражающего явное
неуважение к обществу.
За совершение указанных действий предусмотрено нналожение
административного штрафа на граждан в размере от 5 тысяч до 100 тысяч
рублей с конфискацией оборудования, использованного для изготовления
таких материалов; на должностных лиц - от 100 тысяч до 200 тысяч рублей с
конфискацией оборудования, использованного для изготовления таких
материалов; на юридических лиц - от 800 тысяч до 1 миллиона рублей с
конфискацией оборудования, использованного для изготовления таких
материалов.
Действие положений обозначенной статьи не распространяется на
произведения науки, литературы, искусства, имеющие историческую,
художественную или культурную ценность, материалы зарегистрированных
средств массовой информации, а также на фото, видеоматериалы, которые
предназначены для использования в научных или медицинских целях либо
изучение которых предусматривается федеральными государственными
образовательными стандартами и федеральными образовательными
программами.
Указанные изменения вступили в силу с 19.08.2024.
Дата создания: 30.09.2024 16:28:52
Дата изменения: 30.09.2024 16:28:52